Самодиагностика Opel
На автомобилях Vauxhall-Opel устанавливаются системы управления двигателем фирм Bosch и GM-Multec. в частности Bosch Motronic и GM Multec MPi и SPi. Кроме того, могут устанавливаться системы Simtec и Bosch EZ- Plus. Эти системы управляют первичной цепью системы зажигания, топливными форсунками и системой холостого хода из одного общего блока, за исключением системы EZ-Plus, которая управляет системой зажигания отдельно.
Функции самодиагностики
Системы управления двигателем (СУД) обладают функцией самодиагностики, которая непрерывно анализирует сигналы датчиков и исполнительных устройств двигателя, и сравнивает ихс эталонными значениями. Если программа диагностики обнаруживает какое- то несоответствие, в память блока электронного управления (БЭУ) записывается один или несколько соответствующих кодов неисправностей. Коды не появятся в тех случаях, когда неисправный элемент не находится под контролем СУД и когда сбойная ситуация не предусмотрена ее программным обеспечением.
Система генерирует 2- и 3-значные коды неисправностей, которые можно прочесть как при помощи вспышек сигнальной лампочки, так и при помощи считывателя.
Стратегия ограниченной управляемости
Системы Bosch Motronic, GM-Multec и Simtec, имеют режим ограниченной управляемости (функцию, известную, как “limp home" или “хромай домой”). Это означает, что при возникновении некоторых неисправностей (не все неисправности вызывают включение этого режима) система управления двигателем начинает руководствоваться не показаниями датчика, а его эталонным значением. Такой режим позволяет автомобилю добраться до гаража или станции обслуживания для проверки и ремонта, хотя и с меньшей эффективностью. После устранения неисправности система возвращается к нормальному функционированию. Система EZ- Plus такого режима не имеет.
Адаптивная функция
Система управления Vauxhall-Opel обладает возможностью к адаптации, при которой запрограммированные значения для некоторых датчиков и исполнительных устройств изменяются в процессе эксплуатации с учетом износа двигателя для достижения максимальной эффективности. Система EZ-Plus не обладает этой способностью.
Световой сигнал неисправности
Большинство автомобилей семейства Vauxhall-Opel оборудованы сигнальной лампочкой предупреждения о неисправностях, расположенной на панели приборов.
Расположение диагностического разъема
10-штырьковый диагностический разъем
Диагностический разъем (разъем ALDL по терминологии фирмы GM) расположен в коробке предохранитепей под лицевой панелью со стороны пассажира или в моторном отсеке рядом с переборкой слева или справа (см. рис. 1 и 2). В моделях Frontera разъем расположен позади правой фары. Примечание: 10-штырьковый разъем предназначен для подключения считывателя кодов. Кроме того, возможно извлечение кодов неисправностей при помощи вспышек сигнальной лампочки.
16-штырьковый разъем бортовой диагностики
Начиная с 1995 года, на автомобиля Vauxhall-Opel устанавливается 16-штырьковый разъем, расположенный в центре под лицевон панелью. Этот разъем предназначен для извлечения кодов неисправностей только при помощи считывателя кодов. На ранних: моделях, оборудованных 16-штырьковым разъемом, также возможно извлечение кодов при помощи вспышек лампы. Для извлечена кодов неисправностей Вам понадобится считыватель 4-значных P-кодов, которые генерируются в поздних моделях.
Извлечение кодов без помощи считывателя (мигающие коды)
Примечание: В процессе выполнения некоторых проверок возможно возникновение дополнительных кодов неисправностей. Будьте очень внимательны при проведении проверок чтобы эти коды не ввели Вас в заблуждение. После тестирования все коды неисправностей необходимо стереть.
Рис. 1. Диагностический разъем расположен под лицевой панелью в коробке предохранителей со стороны пассажира
|
Рис. 2. Диагностический разъем расположен на переборке (Bosch EZ-Plus)
1. Диагностический разъем. 2. БЭУ. 3. Датчик абсолютного давления во впускном коллекторе. 4. Разъем октан-корректора
|
10-штырьковый разъем
- Соедините перемычкой гнезда А и В диагностического разъема (см. рис. 3)
- Коды неисправности передаются в виде вспышек сигнальной лампочки в соответствии со следующими правилами:
a] Две цифры кода передаются в виде двух серий вспышек.
b] Первая серия вспышек обозначает число десятков, вторая серия вспышек обозначает число единиц в коде неисправности.
c] Десятки передаются вспышками длительностью 1 секунда с короткими паузами. Единицы передаются вспышками длительностью 1 секунда с короткими паузами.
d] Короткая пауза отделяет десятки от единиц. Более длинная пауза отделяет передачу одного кода неисправности от другого.
e] Например, 4 вспышки длительностью 1 секунда, пауза, и 2 вспышки длительностью 1 секунда обозначают код с номером 42.
3. Подсчитайте число вспышек в каждой серии и запишите полученные коды. По таблице, приведенной в конце главы, определите соответствующие этим кодам неисправности.
4. Первый переданный код должен иметь номер “12”. Он означает начало процесса извлечения кодов неисправностей.
5. Каждый код повторяется три раза, после этого следует передача следующего кода.
6. Выключите зажигание и отсоедините перемычку от клемм диагностического разъема.
Рис. 3. 10-штырьковый диагностический разъем - для извлечения мигающих кодов соедините перемычкой клеммы А и В. Наблюдайте за сигнальной лампочкой
|
Рис. 4. 16-штырьковый диагностический разъем - для извлечения мигающих кодов соедините перемычкой клеммы 5 и 6. Наблюдайте за сигнальной лампочкой
|
16-штырьковый разъем
7. Соедините перемычкой гнезда 5 и 6 диагностического разъема (см. рис. 4). Примечание: 2-значные коды неисправности использовались только на ранних моделях с 16-штырьковым разъемом. Для извлечения кодов неисправностей на поздних моделях необходим считыватель 4-значных Р-кодов.
8. Коды неисправностей начнут передаваться вспышками сигнальной лампочки в соответствии с правилами, описанными выше.
9. Подсчитайте число вспышек в каждой серии и запишите полученные коды. По таблице, приведенной в конце главы, определите соответствующие этим кодам неисправности.
10. Первый переданный код должен иметь номер “12". Он означает начало процесса извлечения кодов неисправностей.
11. Каждый код повторяется три раза, после этого следует передача следующего кода.
12. Выключите зажигание и удалите перемычку из гнезд диагностического разъема.
Проверка датчика кислорода
13. Соедините гнезда А и В диагностического разъема и запустите двигатель.
Модели с двигателем С14NZ, выпускавшиеся до февраля 1991 года
14. Если датчик кислорода не достиг необходимой температуры и не включился, сигнальная лампочка будет постоянно гореть.
Модели с двигателями С12NZ и C14NZ, выпускаемыми с февраля 1991 года
15. Если датчик кислорода не достиг необходимой температуры и не включился, сигнальная лампочка будет мигать с частотой 2.5 Гц.
Удаление кодов из памяти без помощи считывателя
Для всех моделей
- Выключите зажигание и отключите отрицательную клемму аккумулятора не менее, чем на 5 минут.
- Подключите отрицательную клемму аккумулятора.
Примечание. Первый недостаток этого метода состоит в том, что БЭУ сбросит все адаптированные значения параметров в исходное состояние. Для того, чтобы снова приспособить систему к Вашему двигателю, потребуется запустить двигатель из холодного состояния, а затем поездить на автомобиле при разных оборотах двигателя 20...30 минут. Кроме того, надо дать двигателю поработать на холостом ходу примерно 10 минут. Второй недостаток - Вам придется заново устанавливать защитный код магнитолы, текущее значение времени и другие сохраняемые величины, которые при отключении аккумулятора также будут сброшены. Если возможно, старайтесь стирать коды неисправности при помощи считывателя кодов.
Самодиагностика при помощи считывателя кодов
Примечание: В процессе проведения некоторых проверок возможно возникновение дополнительных кодов неисправностей. Будьте очень внимательны при проведении проверок, чтобы эти коды не ввели Вас в заблуждение. После тестирования все коды неисправностей необходимо стереть.
Для всех моделей Vauxhall/Opel
1. Подключите считыватель к диагностическому разъему. Используйте считыватель для следующих целей (руководствуйтесь инструкциями изготовителя):
a) Считывание кодов неисправностей.
b) Стирание кодов неисправностей.
c) Проверка исполнительных устройств.
d) Вывод потока данных.
2. После проверки или ремонта компонента всегда стирайте код неисправности.
Порядок выполнения проверок
1. При помощи считывателя (или при помощи вспышек сигнальной лампочки) извлеките из памяти БЭУ коды неисправностей.
В памяти блока управления имеются коды неисправностей
2. Если в памяти блока управления сохранен один или несколько кодов неисправностей, определите их значения по таблице, приведенной в конце этой главы.
3. Если возникло сразу несколько кодов неисправностей, проверьте общие для них компоненты, в первую очередь цепи заземления и питания.
4. Выполните проверки в соответствии с рекомендациями главы 4, где описаны тесты для большинства систем управления двигателем.
5. После устранения неисправности, сотрите ее код из памяти, запустите двигатель и убедитесь, что неисправность не возникает вновь на всех режимах работы двигателя.
6. Еще раз проверьте наличие кодов. Если коды опять появились, повторите все вышеприведенные процедуры.
7. За дополнительными сведениями о выполнении проверок системы управления двигателем обратитесь к главе 3.
В памяти блока управления нет кодов неисправностей
8. Если возникает сомнение в исправности двигателя, а в памяти блока управления нет кодов неисправностей, вероятно, причина заключается в том, что неисправность находится в зоне, не контролируемой системой управления двигателем. За дополнительными сведениями о проведении проверок системы управления двигателем обратитесь к главе "Извлечение кодов без помощи считывателя (мигающие коды)".
9. Если характер работы двигателя указывает на неисправность определенного компонента, обратитесь к главе , где описаны тесты для большинства систем управления двигателем.
Таблица кодов неисправностей Opel
|